Чем 5BB лучше, чем 3BB?

Чем 5BB лучше, чем 3BB?

Некоторые читатели нашего сайта в комментариях и личных сообщениях задают вопрос: «Что такое 5BB, 4BB, 3BB в описании солнечных панелей?». Это с одной стороны очень лёгкий вопрос, но с другой стороны — он затрагивает очень важные аспекты солнечного модуля.

В этой статье о возможностях токосъёма в солнечных панелях постараемся кратко и доходчиво объяснить что это такое — 5BB?

Строение фотоэлемента

Фотоэлемент по своей сути является одновременно и довольно простым прибором и очень сложным. В данном случае нас интересует вот что — так называемые токопроводящие шины. В стандартной однопереходной солнечной панели третьего поколения они находятся на лицевой стороне фотоэлемента. Или на «минусе». То есть это своеобразная минусовая клемма.

А снизу фотоэлемента в сущности по контракту с полупроводником в общем-то вопросов не возникает, так как подложка в общем сплошная. Здесь можно разместить контакт, практически где угодно — площадь не ограничена ничем. Такие солнечные модули имеют в своём описании аббревиатуры «PESC» (пассивированный солнечный элемент) или «PERC» (пассивированный задний контакт).

Вопросы, касающиеся количества «ВВ» возникают именно по съёму с отрицательного выхода. Это потому, что они не сплошные. Всё из-за того, что нельзя закрыть лицевую сторону фотоэлемента полностью металлом, так как свет не будет проникать под него. Фотоэлемент, соответственно, работать без него не будет. Точнее, будет, но очень плохо. Потому что инсоляция (освещение модуля солнечным светом) — один из наиважнейших параметров при проектировании солнечной электростанции.

Различие обычных и PERC ФЭПов
Различие обычных и PERC ФЭПов

Bussbars и с чем их едят

Не важно, сделан ли солнечный модуль из монокристаллических солнечных ячеек или из поликристаллических, суть от этого не меняется. «ВВ» означает «bussbar» или, по-русски, «токопроводящая шина». А цифра рядом – их количество на одном фотоэлементе. Значит, 5BB означает, что токопроводящих шин на лицевой стороне фотоэлемента 5.

И чем большее количество токопроводящих шин на ячейке – тем лучше, так как с одной стороны увеличивается площадь токосъёма, с другой стороны – уменьшается влияние негативных эффектов на солнечную панель целиком. Таким негативными эффектами могут быть:

  • Микротрещины
  • Повреждения
  • Затенения
  • Воздушные пробки при недостаточной герметизации панели

Также, при большем числе токопроводящих шин, снижается влияние температурного коэффициента на КПД модуля. Это происходит, в частности, из-за того, что шины производятся из серебра – металла, который имеет хорошую теплопроводность. А это означает, что тепло от кремниевого элемента передаётся на шину и рассеивается.

Вывод можно сделать следующий: чем большее количество токопроводящих шин имеет стандартный солнечный модуль – тем лучше. Поэтому, если есть возможность, старайтесь покупать солнечные модули с маркировкой 5BB.

Однако, есть модули и с другими системами токосъёма. В том числе – и с токовыводами, «спрятанными» на тыльной поверхности элемента. Так называемые, All Back Contacts.

Ну, а мой личный фаворит – солнечные модули с токосъёмами по технологии MWT. MWT (Metal Wrap Through) – сочетает в себе красоту и элегантность AllBackContact и увеличенный КПД за счёт уменьшения затенения кремниевого элемента. А за теплоотвод отвечает медная пластина на нижней тыльной модуля.

Одним из европейских лидеров по производству солнечных модулей по технологии MWT должен был стать голландский завод Energyra из Заанстада. Но, похоже, даже второй раунд поиска инвесторов не принёс ожидаемого результата. Воскрешения завода мы не увидели. Что же, посмотрим, как будут развиваться технологии.

Если Вам понравилась статья, Вы можете поддержать проект финансово подписавшись на закрытый телеграм-канал «Солар-Ньюс Плюс»

или отправив донат в сервисах ЮМани или Cloudtips:

Также Вы можете подписаться, оставив свой e-mail в форме ниже, и получать уведомления о выходе новых статей, интересные анонсы и новости проекта Solar-News

Присоединиться к еще 25 подписчикам

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *